Что медицина трещит по швам можно было догадаться еще до появления коронавируса. Но пандемия обострила все проблемы. Как говорится – где тонко там и рвется.
Да, в системе здравоохранения работает немало профессионалов. Автор этих строк был свидетелем, когда пациенты в поликлинике едва не устроили перед кабинетом врача побоище – время приема заканчивалось. Как оказалось, в тот день это был единственный на всю Вологду принимающий бесплатно невролог. Врач приняла за смену более 80 человек, работала она до последнего пациента… Однако, принять – это еще полдела, призналась она. А вот отчеты писать… Оказалось, у профессии «лечить» давно появилась другая, скрытая от пациентов, задача – «правильно оформить бумаги». То есть врачи вынуждены бороться с другой болезнью, болезнью всей системы – бюрократией. И с ней справиться увы, все сложней.
А какие проблемы здравоохранения – на слуху, на виду?
Во-первых, это нехватка кадров. Это когда из района едут в областную больницу убирать серную пробку! Простейшую манипуляцию некому сделать – и ребенка везут сначала до райцентра, а затем в Вологду.
Во-вторых, работа на износ – чтобы получать достойно, врачи трудятся в нескольких местах, не на одну ставку, берут ночные дежурства, ездят с платным «чёсом» по районам — там практически некому лечить.
В-третьих, нехватка коек, высокотехнологичного оборудования, дороговизна лекарств…
Впрочем, спросим о проблемах системы здравоохранения самих медработников.
Светлана, врач:
Наш завотделения ушел в отпуск, но вот уже два дня приходит на работу – ему нужно привести в порядок бумаги! Ему в этом помогает жена – к счастью, она тоже медик. Мы тоже просто перегружены писаниной. Только часть рабочего дня мы занимаемся пациентом, остальное время занимаемся бумагами. Почему врачам нельзя просто заниматься своим делом – лечить людей, возвращать им здоровье, спасать жизни? Почему они должны сидеть за компьютерами, составлять отчеты, отвечать на запросы, делать вал бумажной работы? И этот вал все время растет. Почему врачами помыкают бюрократы? Почему воруют время у нас, людей дефицитной профессии? Где пресловутые умные программы, которые должны облегчить врачам жизнь? И не потому ль профессионалы уходят из профессии — абсурд системы не каждый нормальный человек может вынести.
(Кстати, Вологодская область оказалась в хвосте регионов по информатизации лечебных учреждений. И это, согласитесь, диагноз, – прим. редакции.)
Вероника, ординатор:
Болеть – дорого. Цены на медикаменты взлетели – и никто не в силах их остановить. А ведь копеечные настойки экстракты, мази, пасты, масла, линименты, растворы водные и спиртовые, сиропы раньше делали в каждом регионе. Помните: дети в советское время собирали лекарственное сырье, которое охотно закупали аптеки? И это была отлаженная система. А сейчас?
Фабрики по созданию лекарств в частных руках. И копеечные препараты покупают и лечебные учреждения, и больные, по баснословным ценам.
Все зарабатывают – кто как может. Уверена, нужна государственная монополия в системе здравоохранения. Дачную аптечку раньше можно было скомплектовать на 250 рублей. Сейчас на эту сумму можно купить пару бинтов и йод. Нашатырный спирт, небольшая бутылочка стоит, под 90 рублей… Что подорожало? Вода? И так во всем! Все слышали какая истерия была с аппаратами искусственного дыхания. А между тем вологодские ученые разработали портативный ИВЛ, который так и не был взят в производство.
Екатерина, врач районной больницы:
Система здравоохранения разрушена. Были случаи – когда мы отправляем на своей скорой тяжелого больного в область, его не принимают, по Вологде возят – от одной приемной к другой. Иной раз пациента пришлось везти обратно! Нет четко выстроенной вертикали и самое страшное, что никто ни за что юридически не отвечает. Нет ясности – кто чем занимается, каких пациентов принимает и куда определяет.
Одновременно, то и дело идет охота на врачей – такова, видимо, у нас традиция. Медицины без смертей не бывает. Но когда репродуктологов обвиняют в торговле людьми? Когда годами идет судебный процесс над вологодским врачом – на днях третий раз оправдали реаниматолога? Это ли не издевательство?
В какой-то момент дети врачей дружно пошли в профессию. Но сейчас кто-то из них смотрит в сторону страховых компаний – ведь и деньги другие, и ответственность иная. Сложно быть врачом, зная, что ты не защищен. Согласитесь, не в каждой семье есть родственник врач, но уж юрист – точно есть. Вот и ищут врачебные ошибки там, где их нет. Врач должен быть спокоен, на своем рабочем месте не думать – сядет ли он на скамью подсудимых, потому что что-то нарушил из множества циркуляров.
Часто бывает жалуются, что мы плохо лечим. Например, пенсионеры поступают в больницу, имея целый список заболеваний. Однако, согласно бюрократическим требованиям, если человек поступил с инфарктом, мы должны вылечить инфаркт и выписать! Все сопутствующее, осложнения, в расчет требуют не брать: страховые компании за это не заплатят.
Известно, что финансирование медучреждений осуществляется через систему ОМС. И главные в ней — страховые компании. Они часто действуют как стервятники: после того, как больной уже вылечен, проводят проверки и штрафуют лечебные учреждения, забирают себе немаленькие денежные средства. Что они изменят для человека, которого уже выписали? Ничего.
Кроме того, все знают: что и как врачи обязаны делать. Все расписано в стандартах оказания услуг. Стандарты одни, а реальная жизнь совсем другая. Сроки процедур определены, кстати, по современным меркам они очень велики и это губительно для пациентов. Но на деле и это невозможно реализовать: в районах просто нет ресурсов. И крайними становятся врачи.
Григорий, врач скорой помощи:
Сколько скандалов разразилось из-за госсзакупок, из-за сговора и подставных фирм. А сколько еще будет! Деньги спускаются немалые и они неплохо осваиваются. Здравоохранение, как и образование, переведено в статус сферы услуг. Медицинская помощь – товар. Отказавшись от советской модели здравоохранения допустили частников, цель которых – зарабатывать деньги.
В результате немалые деньги, из тех средств, что спускают сверху через страховые компании, на местах рассовываются по карманам. Что-то закупается, что-то ремонтируется. Но по корректным ли ценам? Такое чувство, что сложилась система, которая позволяют зарабатывать на здравоохранении. Это закрытая и непрозрачная сфера. Куда деваются огромные суммы, о которых слышим из телевизора от чиновников? Ни до медицинского персонала, ни до пациентов они, большей частью, не доходят.
Что мы видим? Огромные вливания в медицину в последнее время – и одновременно нехватка всего: врачей, санитаров, расходных материалов. Иногда пациенты в соцсетях размещают фотографии – в каких условиях они проходят лечение. Представьте шок пациентки, приехавшей из современной квартиры в стационар с советским ремонтом с отключенной горячей водой, древними матрасами и ржавыми радиаторами отопления! Стыдно!
Партия пенсионеров Вологодской области поддерживает негодование врачей, считающих, что здравоохранение разрушили бюрократы. Партия выступает против посредника от чиновника в виде страховых компаний, которые занимаются обязательным медицинским страхованием. «Толпы чиновников превратили наших врачей, которые врачуют, лечат, в пишущие машинки, которые строчат отчеты. И превратили наши больницы в места предоставления услуг, в большинстве своем платных. Между тем Конституция РФ гласит, что каждый имеет право на бесплатную медицину.
Партия пенсионеров призывает вернуть государственную монополию в медицину, вернутся к десятилетиями проверенным стандартам советской медицины», — говорится в обращении Партии пенсионеров Вологодской области к вологжанам.